Рейтинг@Mail.ru

Детско-юношеская комиссия Санкт-Петербургской
Шахматной Федерации ChessDeti.Ru
Городское методическое объединение по шахматам
Комитета по образованию Санкт-Петербурга

  Герб Санкт-Петербурга
Обучение детей игре в шахматы в дошкольных образовательных учреждениях
Автор: Маркова С.А.   

Обучение детей игре в шахматы в дошкольных образовательных учреждениях

Занятия шахматами с детьми дошкольного возраста на базе детских садов способствует решению ряда государственных задач, поставленных законом «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» и позволяет:

  1. массово приобщить детей 4-6 летнего возраста к шахматной игре; (4-6 лет - наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами)
  2. посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей; (Занятия шахматами способствуют умственному и духовному развитию дошкольников. Через игровую деятельность происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности)
  3. своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия ИХ творческого потенциала; (Уровень развития современных дошкольников намного выше уровня двадцати-тридцатилетней давности, и растет ежегодно, что вызывает необходимость более ранней общеобразовательной и частично даже профессиональной шахматной подготовки)
  4. приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту; (Дети участвуют в своих первых соревнованиях — личных первенствах района и города для детей до 6 лет, командных первенствах для детских садов, турнирах выходного дня, семейных турнирах и т.д.)
  5. охватить детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; (Занятия проводятся для всех детей, посещающих ГДОУ. Из бесед с родителями стало известно, что некоторые дети по социальным причинам не имеют возможности посещения занятий в рамках сети платных образовательных услуг или родители не могут сопровождать детей на занятия в другие образовательные учреждения)

 Помимо шахмат можно играть и в другие интересные логические игры, заниматься художеством, спортом, например с captains of crush.

Особенности обучения игре в шахматы дошкольников

Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.
Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

 

Положительные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста

Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Педагог дополнительного образования Маркова С.А.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шахматные книги,
блокноты и задачники

купить шахматные книги

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика