Рассмотрев ряд шахматных программ и методик по работе с дошкольниками и с детьми младшего школьного возраста, я обратил внимание, что их можно с пользой для дела дополнить:
Весь этот материал дается, как дополнительный к шахматной программе в соответствии с возрастом детей или по необходимости. На первом этапе занятий ставилась цель – привить интерес к шахматным занятиям, сделать все, чтобы дети полюбили шахматы. Занятия строятся с четом того, что у 5-6 летних детей ведущей деятельностью является - игровая.
Дети играют уже с первого занятия, на том материале, который изучили (например, познакомились с тем как ходит пешка и бьет, и играем пешки против пешек и т.д.) Такие занятия проходят увлекательно и интересно, и тренер может проявить максимум творчества. У детей 5-6 лет восприятие носит наглядно - действенный характер, поэтому они лучше запоминают то, что понимают и осмысливают. Внимание в этом возрасте носит еще и непроизвольный характер, дошкольники с интересом слушают и играют тогда, когда им интересно. Чтобы не было переутомления обязательны небольшие перерывы во время занятий. (25-30 минут позанимались – 10 минут перерыв и еще 25 минут).
Каждое занятие начинается с повторения пройденного материала, затем небольшая разминка (это или решение задач или упражнения на тренировку внимания или памяти, затем перерыв, объяснение новой темы, как правило особенно важные темы сопровождаются поучительными историями или притчами).
Учебный материал дается от простого к сложному, от легкого к трудном, от знакомого к незнакомому, постепенно увеличивается нагрузка плюс дополнительные задачи домой. (Ведется работа с родителями: объясняются цели того или иного упражнения и как его лучше сделать или что почитать дополнительно).
Форма урока: беседа, лекции, индивидуальные, конкурсы, соревнования. К концу учебного года ученики умеют ставить простейшие маты: двумя ладьями, ферзем, ладей, маты в 1 ход, знать элементарные пешечные окончания Король + пешка против Короля, уметь правильно защищаться от шаха, правильно оценивать стоимость фигур (например при размене).
Практически всегда в каждой группе появляются 2-3 ребенка, которые идут с опережением шахматной программы – им надо уделить дополнительное внимание. 60-70% всего времени это игра и практические упражнения.
5-летний опыт применения этой методики показал, что детям заниматься интересно, они освоили основные правила и готовы играть в соревнованиях.
Следующий этап обучения строится с учетом того, что у детей основной становится учебная деятельность и такая смена деятельности приводит к становлению новых психических образований у ребенка. Происходит интенсивное развитие воображения, внимания (по объему и концентрации), памяти, мышления. В этом возрасте уже могут усваиваться простые идеи дебюта.
Сначала объясняются только общие принципы развития игры в дебюте:
Даются элементарные комбинации на 1-2 хода. Сначала изучаем комбинации конкретные – на мат, на выигрыш материала (с помощью связки, двойного удара, отвлечения и т.д., как создать угрозу, как защититься от угрозы). Изучаются простые эндшпильные (пешечные и ладейные) окончания. Наиболее интересные позиции разыгрываются учениками для закрепления материала и для опыта. Разбираем и учим короткие партии (10-14 ходов) с красивым финалом. (Это и тренировка памяти и изучение типовых позиций). По пройденным темам сдаются зачеты (решение задач, разыгрывание позиций).
В силу того, что у большинства детей преобладают процессы возбуждения нервной системы над процессами торможения, они часто играют быстро, принимая необдуманные решения, и как следствие - совершают очень много просмотров. Навык умения думать еще не сформировался, а сказать ученику «Подумай, не торопись» не достаточно, это не помогает. Партии с типичными ошибками разбираются или индивидуально или на групповом занятии и здесь тренер используя, речевые особенности, может в определенной мере эмоционально воздействовать на психику и чувства учеников. Речь тренера должна быть ясной и доходчивой. Очень важны здесь и интонация и степень громкости. В возрасте 10-11 лет внимание может быть уже достаточно концентрированный, это в свою очередь позволяет видеть при обдумывании все больше и больше, мышление приобретает более осмысленный характер, и это тоже очень важно для совершенствования шахматистов.
Эта методика еще совершенствуется, я постоянно в поиске и новых идей и новых упражнений, но она работает уже и сейчас, давая не плохие спортивные результаты. Есть и чемпионы города, и призеры первенств России и Европы.
Шахматный тренер Бибик Ю.В.
Шахматные книги,
блокноты и задачники