Здравствуйте! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал заниматься шахматами?! Тогда необходимо как следует подготовиться к началу его шахматных уроков. Вы уже приобрели учебник. И хотя дома шахматы уже есть, возможно придётся купить ещё одни и для школы. Конечно, это будет несколько накладно, так как придётся разориться ещё и на демонстрационную доску, и на тетради, а затем пойдёт и специальная литература и многое другое. Но ваш ребёнок заслуживает этого. Тем более, что знакомство с шахматами принесёт плоды в 100 раз превышающее затраты. Только не начинайте занятий, не решив все спорные вопросы. Обидно, когда по каким либо причинам уроки, не успев начаться, прерываются. Постарайтесь всё предусмотреть, тогда не пострадают дети. |
Что ещё необходимо начинающему шахматисту?
Несколько первых занятий шахматы на парте начинающим детям не нужны, так как они ещё недостаточно быстро ориентируются на шахматной доске. Лучше, если есть такая возможность, проводить первые уроки, пользуясь демонстрационной доской.
Демонстрационную доску с магнитными фигурами чаще всего помещают перед детьми. Рядом должна быть обычная школьная доска, чтобы преподаватель мог сделать необходимые записи.
Преподаватель объясняет новый материал, а дети работают со своих мест: называют поля, положение фигур, шахматные ходы, а, при необходимости, могут подойти к демонстрационной доске. Сколько будет таких уроков? Всё зависит от преподавателя и от детей. Учитель должен почувствовать, а дети показать, что им уже нужна личная доска для самостоятельной работы.
Обычно, у детей 6-7 лет шахматы появляются на парте после 8-10 занятий, у детей 8-9 лет – после 6, а 10-летние могут получить шахматы на свой рабочий стол уже на 4-м занятии.
Конечно, надо учитывать, что количество уроков, предложенных в этом учебнике и пройденных детьми, в зависимости от возраста и способностей класса, будет разным.
Требуйте, чтобы шахматы были приобретены на весь класс по одному комплекту на двоих, плюс один запасной набор на случай потерь. Лучше всего, чтобы комплекты шахмат были средних размеров и могли помещаться на парте.
Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро приходят в негодность и их надо заменять. Как показал многолетний опыт, до конца года не доживают примерно два набора из десяти.
В случае, если шахматы приносятся из дома, могут возникать сложности из-за собственнических интересов детей. Дети не столько заняты уроком, сколько следят, как товарищи по классу относятся к их красивым шахматам.
Кроме того, шахматы могут часто забываться детьми дома, а "валять дурака" в этом возрасте всегда приятней, чем работать. Также, вы можете увидеть и различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, – так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи. Можно увидеть и миниатюрные дорожные шахматы, где не различить фигур, а букв и цифр по краям доски просто нет.
Очень важно правильно научить детей порядку на рабочем столе во время урока шахмат. На это не жалко потратить и целый урок. Более того, время от времени необходимо к этому возвращаться.
Поделимся с проблемами, которые чаще всего возникают при занятиях с начинающими. На первых уроках расставлять и собирать шахматы необходимо под строгим контролем. Для учителей даётся примерный текст руководящих указаний:
И к тому же весь урок дети будут играть в погремушки или строить из фигур пирамиды). А теперь самое приятное! Можно расставлять требуемую позицию.
Добейтесь того, чтобы после окончания занятия дети не смахивали фигуры с доски и затем загребали шахматы горстями, а аккуратно снимали и только затем складывали в коробку.
В классе должно быть место для хранения шахмат. Дополнительный набор (его лучше специально пометить) следует брать только при необходимости, в случае потери фигур.
Если занятие теоретическое, то доску надо поставить первым рядом перед обоими учащимися, а на практических занятиях (игре) – дети садятся в пол-оборота друг к другу, а доску необходимо повернуть на 90 градусов, в зависимости от цвета доставшихся фигур – белым первый ряд, чёрным – восьмой.
Если место в классе позволяет, то можно сразу приучить детей во время игры садиться друг против друга.
Первая тетрадка – самая обыкновенная в 12 листов, обязательно в клеточку. Следующие тетради должны быть рассчитанны на более долгую жизнь,– с толстой обложкой. Хотелось бы попросить родителей не покупать детям на первом году специальных блокнотов для записи партий. В них просто невозможно ни решать шахматные задачи, ни сделать какие-либо записи по теории.
Ребёнку понадобятся ручка, линейка, карандаш и резинка.
Желательно, чтобы родители не только знали, что их чадо учится играть в шахматы, а, по возможности, и помогали ему. Те родители, которые заглядывают в тетрадку, помогают расчертить страницу для игры первокласснику,– заслуживают всяческого уважения.
Отнеситесь к шахматам в школе, как к обычному предмету. Ничем не выделяйте их от остальных предметов, но и не принижайте шахматных достоинств. Если даже ваш ребёнок и не станет чемпионом, то, во всяком случае, узнает много нового и интересного. И увлечений много и жизнь интереснее!
Если вы всё же рискнули и начали уроки шахмат в своей школе, то не бойтесь возможных затруднений. Но, если всё же они у вас возникнут, обращайтесь за помощью к специалистам в любой из Домов Творчества Юных или шахматные клубы.
В Санкт-Петербурге практически в каждом районе города ведутся занятия в школах и гимназиях. Мне думается, что любой из преподавателей с удовольствием пригласит вас на открытый урок и завяжет с вами тесное сотрудничество.
Во многих школах и гимназиях Санкт-Петербурга шахматы введутся либо факультативно, либо, с разрешения администрации, введены в расписание уроков начальной школы. В некоторых из них с успехом занятия проходят по шахматному учебнику Кострова Всеволода и Давлетова Джалиля. Автор хочет отметить, что книга создавалась с огромным удовольствием и желанием принести реальную пользу. Само название учебника “Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей” говорит, кому она предназначена.
Авторы про себя называют этот учебник “ШАХМАТНЫМ ЛИКБЕЗОМ” и считают, что ликвидация шахматной безграмотности детского населения – это дело всего нашего многочисленного, опытного тренерского коллектива.
Всеволод Костров
Шахматные онлайн уроки
взяты из
Шахматного учебника
Кострова В. и Давлетова Д.
Поддержите авторов Покупкой
Шахматные книги,
блокноты и задачники