Программа "Шахматная школа" рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Программа разработана в 2006 году, переработана в 2012 году.
Уважаемые коллеги! Для Вашего удобства и для облегчения тренерского труда тем, кому еще предстоит воевать с шахматными обучающими программами, выкладываем на Ваше обозрение и пользование 2-х часовую программу подготовки шахматистов на 1 год обучения, 72 часа под названием "Шахматная школа".
«Благодарю тебя, душа моя, за то,
что в шахматы учишься.
Это непременно нужно во всяком
благоустроенном семействе».
Из письма А. С. Пушкина жене.
Определение программы
Программа «Шахматная школа» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Уровень усвоения программы общекультурный.
Актуальность. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе».
Шахматы — это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы — нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного.
Программа «Шахматная школа» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие:
развивающие:
воспитывающие:
Отличительные особенности программы: установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.
Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.
При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В начальной школе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.
Одним из важнейших условий обеспечивающих прочное усвоение знаний и овладение навыками, является проверка и оценка.
Воспитательная работа
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей образовательной программы «Шахматы детям». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:
Организация:
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Условия реализации программы
Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-8 лет.
Условия набора. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 6-9 лет, посещающие общеобразовательную школу.
Наполняемость групп — 15 человек.
Сроки реализации программы — 72 часа.
Формы и режим занятий:
1 год обучения 2 раза в неделю по 1 акад. часу — (2 часа в неделю).
Продолжительность академического часа для детей 6 лет – 30 минут, для детей 7-8 лет по 45 минут.
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе дети
Знают:
Умеют:
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня.
В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Всего часов |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
2 |
— |
2 |
2. |
Первое знакомство с Шахматным королевством. |
2 |
— |
2 |
3. |
Шахматная доска – поле шахматных сражений. |
1 |
2 |
3 |
4. |
Шахматные фигуры. Первое знакомство. |
1 |
2 |
3 |
5. |
Благородные пешки черно-белой доски. |
1 |
4 |
5 |
6. |
Король – самая важная, главная фигура. |
1 |
2 |
3 |
7. |
Ладья. |
1 |
2 |
3 |
8. |
Слон. |
1 |
2 |
3 |
9. |
«Могучая фигура» Ферзь. |
1 |
3 |
4 |
10. |
Конь. |
2 |
4 |
6 |
11. |
Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. |
2 |
— |
2 |
12. |
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. |
1 |
2 |
3 |
13. |
Мат – цель игры. |
1 |
3 |
4 |
14. |
Техника «матования» одинокого короля. |
2 |
2 |
4 |
15. |
Ничья. |
2 |
1 |
3 |
16. |
Рокировка. |
2 |
1 |
3 |
17. |
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта. |
2 |
1 |
3 |
18. |
Короткие шахматные партии. |
4 |
2 |
6 |
19. |
Занимательные страницы шахмат. |
4 |
— |
4 |
20. |
Спортивно-массовые мероприятия |
3 |
3 |
6 |
|
Итого: |
36 |
36 |
72 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Содержание и режим занятий; Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
2. Первое знакомство с Шахматным королевством.
Теория: Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения.
3. Шахматная доска – поле шахматных сражений:
Теория: Знакомство с основными понятиями:
Практика:
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ.
(Например: «Диагональ е1 — а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.
Теория: »Тронул — ходи!». Белая и черная армии.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
5. Благородные пешки черно-белой доски.
Теория:
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Практика:
Дидактические игры и задания
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры».
6. Король — самая важная, главная фигура.
Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».
7. Ладья
Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.
Практика:
Дидактические игры и задания
Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Кратчайший путь».
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры».
8. Слон.
Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
9. «Могучая фигура» Ферзь.
Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».
10. Конь.
Теория: «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи, слона
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».
11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
13. Мат – цель игры.
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат цель шахматной игры.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, «эполетный» мат, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты.
Дидактические игры и задания
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля не останется никакого количество полей для отхода.
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
14. Техника матования одинокого короля
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
15. Ничья.
Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Практика:
Дидактическое задание
«Пат или не пат».
16. Рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика:
Дидактическое задание
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.
Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законыдебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
18. Короткие шахматные партии.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
19. Занимательные страницы шахмат.
Теория: Шахматные сказки.
Практика.
Практическая игра всеми фигурами из начального положения.
Решение шахматных задач.
20. Спортивно-массовые мероприятия.
Теория: Подготовка к соревнованиям. Психологическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям.
Практика.
Участие в соревнованиях и турнирах.
IV. Методическое обеспечение программы
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий высшее педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение:
методические пособия,
методические разработки занятий.
Материально-техническое обеспечение:
на 1 группу (15человек)
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми:
Книги и пособия, адресованные детям:
Материалы для учеников:
УЧЕБНИК «Шахматы для детей, родителей и учителей» Всеволода Кострова впервые увидел свет 25 лет назад и известен специалистам и любителям шахмат не только в Петербурге, но и в ряде «шахматных» городов России (Волгоград, Уфа, Москва, Казань) ближнего (Белоруссия, Украина) и даже дальнего Зарубежья (Германия, Израиль, Польша, Чехия, Австрия). Учебник для начинающих предназначен для занятий шахматами в начальной школе.
Материал учебника рассчитан на весь учебный год. В книге дан ряд методических рекомендаций, которые помогут преодолеть первые трудности и уверенно провести весь курс обучения шахматной игре. Среди тем занятий – обучение ходам шахматных фигур, развитие фигур в начале партии, запись шахматной партии, простейшие окончания, основные виды комбинаций и некоторые сведения по истории шахмат, как прошлого, так и настоящего времени.
Начальные сведения
1. Введение. Доска, фигуры, горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Нотация, адреса фигур.
2. Запись шахматной позиции, город-почтальон, морской бой.
3. Ладья: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила. Игра «Курица и зёрна».
4. Cлон: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила. Игра «Курица и зёрна».
5. Король и ферзь: ходы, взятия, удары, сила.
6. Конь: ходы, взятия, двойной удар, сила. «Курица и зёрна». Игра «Скачем на коне» или «Кто лучший джигит?».
7. Пешки: ходы, взятия, удары, превращение, сила.
8. Шах, пат, мат. Игра «Пять шахов».
Начало партии
9. Как начинать шахматную партию: расстановка, центр, развитие. Игра «Двухходовка».
10. Рокировка и всё о ней.
11. Как записывать шахматную партию.
12. Как записывать партию. Дебют: испанская партия.
13. Законы дебюта, детский мат. Заповеди.
14. Относительная ценность фигур. Игра «агараджа».
15. Решение задач. Мат в 1 ход.
Матование одинокого короля
16. Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования.
17. Решение задач на линейный мат.
18. Мат ферзем. Вдох-выдох. План.
19. Линейный мат ладьей. План.
20. Квадратный мат ладьей. План.
21. Мат двумя слонами. План.
22. Шахматные игры: «До первого шаха», «Танцуем все».
23. Решение задач на мат ладьёй, ферзём в 1-2 хода.
Пешечные окончания
24. Окончания. Король с пешкой против короля, вагончик.
25. Пешечные окончания. Правило квадрата.
26. Пешечная структура. Сильные и слабые пешки.
27. Пешечная структура.
28. Пешка против ферзя.
29. Практическое занятие. Шахматные игры «Танцуем все», «Двухходовка», «Магараджа», «До первого шаха».
30. Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход.
Приложение 2
Дидактические игры и задания:
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
»Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Шахматный тренер Костров Всеволод
Шахматные онлайн уроки
взяты из
Шахматного учебника
Кострова В. и Давлетова Д.
Поддержите авторов Покупкой
Шахматные книги,
блокноты и задачники
Комментарии
С уважением,
Виктор Алексеевич Ведмедев.