Конспект занятия Шахматная Рокировка
ФИО педагога: Якиревич Вера Евсеевна
Название образовательной программы: «Шахматы»
Год обучения: 3-й
Раздел программы: «Дебюты»
Тема занятия: «Третий принцип игры в дебюте: рокировка»
Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения стратегических приемов
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления о понятии «дебют». Выявить разницу между различными дебютами. Закрепить знания учащихся о понятии «принципы игры в начале шахматной партии(дебюте)».
Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.
Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств и эмпатии у учащихся во время шахматной игры.
Технология проведения занятия:
Создание интереса к предлагаемой теме, поиск ответов через решение шахматных задач и этюдов в ходе совместного обсуждения. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Методы и приемы:
При изучении нового материала: объяснение с использованием компьютерной шахматной программы, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера принципов игры в дебюте: «рокировка»
При закреплении изученного материала: решение шахматных комбинаций по теме «рокировка», проверка учащимися друг у друга правильности решения задач, творческая разработка собственных задач по теме.
Группа делится на две команды пополам. Выбирается капитан команды. Дети придумывают название команды. Участники одной команды рассаживаются за один стол. При решении конкурсных шахматных задач каждый участник зарабатывает очки для своей команды. Капитаны команд совместно проверяют правильность решения задач. В конце подводятся итоги и объявляется команда, победившая в конкурсе решения задач. Объявляется команда, победившая в соревновании. Проигравшая команда поздравляет победителей
Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания на анализ шахматных задач по теме «рокировка».
Дидактический материал( наглядные пособия, мультимедиа системы и др.)
большая демонстрационная магнитная доска, мультимедиа системы, карточки с шахматными задачами, шаxматные учебники: «решебник 3 год обучения» (авторы В.В.Костров, П.П.Рожков), наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часы
Ожидаемый результат занятия
Учащиеся осваивают принципы игры в дебюте, учатся применять в шахматной партии
План проведения занятия:
№ п/п |
Этапы занятий |
Содержание |
Время (минуты) |
1 |
Организационный момент |
Построение, приветствие |
1 |
2 |
Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее |
Проверка домашнего задания на тему «быстрое развитие легких фигур». |
5 |
3 |
Постановка целей занятия |
Третий принцип игры в дебюте: «рокировка» |
1 |
4 |
Организация творческой среды для восприятия новой информации |
Разбиваем всех обучающихся на две команды, каждая команда выбирает капитана и свое название, рассаживаем по командам |
3 |
5 |
Новая информация |
Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски |
10 |
6 |
Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы |
Конкурсное решение задач по теме с использование «шахматного решебника» |
10 |
7 |
Творческое применение приобретенных знаний |
Шахматный турнир между командами |
10 |
8 |
Подведение итогов конкурса |
Подсчет очков, проверка правильности решения задач в парах, из участников разных команд, объявление команды- победительницы |
3 |
9 |
Обобщение изученного на занятии |
Общая беседа |
1 |
10 |
Завершение занятия |
Домашнее задание к следующему уроку |
1 |
Шахматные книги,
блокноты и задачники