На предыдущих наших занятиях ты научился делать рокировку и ставить мат двумя ладьями. Проверим, как ты освоил этот материал. Сегодня на уроке попросим тебя решить несколько шахматных задач.
Для начала простая задачка. Белые начинают и дают мат в 2 хода.
Первым ходом ладья отрезает короля, а вторым – другая ладья наносит решающий удар.
1. Лa1 – a7 Kpe8 – d8
2. Лh2 – h8#.
Давай разберём, правильно ли записано решение задачи.
Только в этом случае, задача считается правильно решённой и правильно записанной.
Теперь реши задачу, где первыми начинают чёрные. Задача для тебя простая, но как правильно записать решение?
1. . . . Лa8 – a2
2. Kpd1 – е1 Лh7 – h1#
На что ты должен обратить внимание? Нет первого хода белых! Вместо него нужно поставить три точки. Белые начинают ходить сразу со второго хода.
Повторяем 6 НЕЛЬЗЯ(!) для рокировки. В какую сторону король белых может сделать рокировку? Оказывается, что нет препятствий для рокировки в короткую сторону.
Король под шах не попадает, битое поле не переходит. А в длинную сторону рокировку делать нельзя – поле «d1» бито конём и ферзём.
Шахматная игра «5 матов». Забудь про цвет. Чёрные уже сделали рокировку. Белые решили за это их наказать. Они начинают и дают мат в один ход 5-ю различными способами.
Сейчас ты сам поставишь себе оценку. Напиши в тетрадке № ходов в столбик – 1, 2, 3, 4, 5.
Каждый новый мат прибавляет балл. Первое решение найдём вместе. «Единицу» тебе ставим сразу!
1. Фf6 – g7#.
Ферзь напал на короля. Королю некуда пойти, нечем закрыться, да и нельзя побить ферзя – он защищён ладьёй и конём. Найди остальные решения самостоятельно, и пока не подглядывай, так как ответы мы тебе сразу даём.
2. Фf6 – h8#.
Ферзь может на короля напасть с другого поля.
3. Лh7 – h8#.
Ладья вполне может заменить ферзя.
4. Лh7 – g7#.
Кто контролирует поле h8? Конь.
5. Кf7 – h6#.
Самый красивый мат конём! Можно прибавить балл, или «+», если ты нашёл этот трудный ход.
Наибольшие затруднения вызывает пятый мат, часто его заменяет мат конём на h8. Частенько «забодать» короля пытаются слоны. Хороший результат 3–4 правильно найденных решения.
Думается, что этот и следующий пример помогут тебе хорошо разобраться с записью при решении задач и лучше понять темы предыдущих занятий: «рокировка», «мат двумя ладьями».
Реши задачу с двумя ладьями. Как поставить королю мат в 2 хода? Первую задачу решают быстро! Помогает знакомое «отрезать».
1. Лh1 – h2 Kpa1 – b1
2. Лd8 – d1#.
Во 2-й задаче ладью d8 переставляем на e8. Ладья е8 не может пойти на е1 – мешает король. Приходится ей стать сторожем. Что делать второй ладье? Помогает король.
1. Лe8 – e2 Kpa1 – b1
2. Kpe1 – f2#.
Король открыл дорогу ладье! Теперь она упирается не в белого короля, а в чёрного!
Последняя позиция. Ладья на f8. Не помогает ход короля. Открыв дорогу одной ладье, король закрывает дорогу другой. Чуть поможем тебе. Обрати внимание на положение ладьи h1 и белого короля. Может быть, они ещё не ходили?!
1. Лf8 – f2 Kpa1 – b1
2. 0 – 0#.
Неправда ли красивая позиция? В задачах всегда смотри на положение короля! Встречаются гениальные решения сразу в первой задаче (рокировка!). Тогда решать оставшиеся необязательно.
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн.
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Шахматные онлайн уроки
взяты из
Шахматного учебника
Кострова В. и Давлетова Д.
Поддержите авторов Покупкой
Шахматные книги,
блокноты и задачники
Комментарии
Ладья вполне может заменить ферзя.
Это мат в 2 хода.
3. Лh7 – h8+; Лh2 - h8
4. На выбор
Самый красивый мат конём! Можно прибавить балл, или «+», если ты нашёл этот трудный ход.
Наибольшие затруднения вызывает пятый мат, часто его заменяет мат конём на h8."
Пожалуйста, удалите здесь последнее предложение, конём на h8 мат не поставить и даже шах не объявить.
Ферзь напал на короля. Королю некуда пойти, нечем закрыться, да и нельзя побить ферзя – он защищён ладьёй и конём.
Поправьте, пожалуйста, ферзь защищён только ладьёй, конь лишь бьёт поле h8 вместе с ладьёй.