Рейтинг@Mail.ru

Детские шахматы в Санкт-Петербурге ChessDeti.Ru
Городское учебно-методическое объединение
педагогов по шахматам Комитета по образованию

  Герб Санкт-Петербурга
Беседа о шахматах
Автор: Фейгельман И.Б.   

Беседа о шахматах

Многочисленные беседы с родителями юных шахматистов и коллегами из числа педагогов и тренеров по шахматам показали, что продолжают оставаться актуальными следующие вопросы:

  • что такое шахматы?
  • развитию каких качеств способствуют занятия ими?
  • с какого возраста предпочтительнее заниматься шахматами?

В настоящей статье излагаются накопленные нами соображения по данным вопросам.

Со времен патриарха отечественных шахмат - чемпиона мира и доктора технических наук М.М. Ботвинника шахматы воспринимаются в триединстве игры, науки и искусства. В этой связи нам представляется, что шахматы в учреждении дополнительного образования могут рассматриваться, прежде всего, как вид досуга и значительно реже как один из видов спорта.

В настоящее время в Европе наблюдается ряд тенденций:

  • возрастание популярности шахматной игры в массовом сознании; появление моды у состоятельных граждан на персональных тренеров по шахматам (на ряду с восточными единоборствами и большим теннисом и т.п.);
  • резкое увеличение численности квалифицированных шахматистов уровня международных мастеров и гроссмейстеров;
  • увеличение роли досуговой составляющей шахмат по отношению к спортивной;
  • проникновение в игровую и методическую сферу шахмат компьютерных технологий и Интернета.

Отметим взаимопроникновение указанных тенденций. Так, с увеличением основания квалификационной пирамиды шахматистов (количества начинающих юных шахматистов) возрастает количество высококвалифицированных шахматистов до такой степени, что гроссмейстеры с рейтингом ниже 2600 становятся полупрофессионалами. То есть, даже сильные гроссмейстеры не могут жить исключительно за счет турнирных гонораров и поэтому вынуждены частично заниматься преподавательским или иным видом деятельности. И если в спортивных школах наличие в тренерском цеху гроссмейстеров и международных мастеров давно не вызывает удивления, то появление их на низшем уровне (в подростковых клубах и общеобразовательных школах) - веление нового времени.

С другой стороны, произошедший в результате изменений социального строя в нашей стране спад объемов производства и научной деятельности обусловил приток в «цех» шахматных педагогов и тренеров квалифицированных специалистов различных отраслей народного хозяйства, в том числе имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.

 

 

Кондуктивный метод преподавания шахмат

При допущении о сопоставимости профессионального уровня кандидата в мастера спорта и кандидата или доктора наук позволительно говорить о высоком проценте квалифицированных специалистов в тренерском цеху, в то время как в общеобразовательных учреждениях среднего и начального звена наблюдается иная картина - подавляющее большинство педагогов (учителей) являются специалистами исключительно по методике преподавания того или иного школьного предмета. Более того, ученые степени в области педагогических наук присваиваются по специальностям, номенклатура которых содержит выражение «методика преподавания…». Поэтому обычный учитель физики, являясь специалистом в области методики преподавания физики, как правило, не имеет опыта практического применения естественно-научных знаний, а потому вряд ли способен привить учащимся творческий, созидательный подход к использованию накопленных наукой знаний. В этом отношении российским шахматам повезло: творческий характер шахматной игры плюс научно-техническая подготовка и производственный опыт ряда преподавателей предопределяют возможность кондуктивного переноса научно-технических знаний на область шахмат и наоборот - кондуктивный перенос шахматных идей в сферу создания технических и организационно-производственных инноваций. При этом суть кондуктивного мышления состоит в мышлении по аналогии, но с использованием некоторых жестких предписаний (как бы направляющего кондуктора) . В нашем случае обучение кондуктивному подходу встроено в логическую игру, каковой являются шахматы. Именно это обстоятельство можно использовать для выявления и развития способностей детей к техническому творчеству. Здесь важно подчеркнуть, что школьникам, как правило, недоступны реальные технические задачи, решаемые на производстве. Поэтому и следует в этом возрасте широко использовать игровые аналогии для последующего кондуктивного переноса их, а также соответствующих методик в будущую инженерную практику.

 

Европейский пример развития шахмат

В Европе получили широкое распространение шахматные соревнования со смешанным составом, проводимые в супермаркетах, ресторанах и других общественных заведениях. При этом отмечается уменьшение времени, отводимого на партию, в том числе для рейтинг-турниров, в которых может играться несколько партий в день. Дело дошло до того, что шахматисты получают право пропустить несколько туров, получив при этом половину возможных очков. Случается проведение соревнований, в которых участникам не возбраняется употребление крепких напитков. Все это способствует популяризации древней игры, но, вместе с тем, понижает качество партий и искажает суть спортивной борьбы.

Таким образом, в Европе шахматы зачастую служат одним из видов досуга. Отмеченные тенденции постепенно находят свое отражение и в России, где шахматы по-прежнему считаются видом спорта со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Широко распространено мнение о том, что шахматы являются идеальной моделью для формирования механизма внутреннего плана действия (ВПД). Так, выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что в возрасте 6-12 лет происходит формирование механизма "действия в уме" - проигрывания (в уме) всех возможных ситуаций, прежде чем что-либо сделать или даже просто сказать. По мнению Пиаже, ошибки, заложенные в этот период в механизм действия в уме, в дальнейшем исправляются с огромным трудом. Иначе говоря, на этом этапе решается, будет ли ребенок умным человеком или нет и каков его интеллектуальный потенциал .

 

Цели обучения игре в шахматы

Обучая ребенка игре в шахматы, помимо конкретной цели, мы добиваемся и более значимого результата - формирования у него способности к действию в уме. В шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с предметами, шахматными фигурами, их передвижением к действиям с представлениями об этих предметах, то есть во внутреннем плане. Сформированная таким путем новая способность, переносится далее на иные сферы деятельности ребенка. Начав, к примеру, решать встающие в процессе шахматной игры задачи в плане манипуляции представлениями, он на основе кондуктивного переноса сможет решать и другие задачи, поскольку способность формирования ВПД, как справедливо отмечает Я.А.Пономарев, носит общий характер .

В этой связи заметим, что в школьной программе нет отдельного курса, направленного на развитие указанной способности. По мнению И.Сухина, среди школьных приемов формирования ВПД можно назвать лишь устный счет и устный разбор слов и предложений. На наш взгляд, к типовым приемам формирования ВПД школьников относятся также мысленные эксперименты и доказательство математических теорем.

Остается неясным как «формирующаяся новая способность переносится на иные сферы деятельности ребенка» без овладения методами активизации творческого воображения . В этом направлении можем отметить первенство Б.И.Фейгельмана (1941-2009) в кондуктивном переносе шахматных идей в решение изобретательских задач, а также изобретательских подходов к игре в шахматы.

Согласившись с мнением психологов о том, что формирование внутреннего плана действия наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте и предположением о роли шахмат для формирования этого механизма, мы приходим к ответам на поставленные в начале статьи вопросы, в том числе и рекомендациям о времени начала занятий шахматами.

Мы полагаем, что назрела необходимость создания комплексной программы, объединяющей шахматы с музыкой, рисованием и др. видами деятельности. Нам не известны методические разработки в этом направлении, кроме существования положительного опыта С.И. Ващенко - педагога Центра раннего развития «Симба» (Петроградский р-н, СПб). Мы надеемся, что создание комплексной программы поможет нивелировать недостатки узкоспециального подхода, характерного для современного тренировочного процесса в шахматах.

Фейгельман И.Б., канд. филос. наук

Комментарии  

 
0 #3 Мама шахматистов 17.05.2012 01:05
Про ВПД из статьи:
"Широко распространено мнение о том, что шахматы являются идеальной моделью для формирования механизма внутреннего плана действия (ВПД)."
Цитировать
 
 
0 #2 Дмитрий 16.05.2012 23:35
подскажите, а что такое ВПД? звучит чрезвычайно мудрёно.

и да, как-то уж вертится на языке сказать, что "до моды" обстояло в Европе дело крайне отвратительно. плохие советские шахматисты обижали несостоятельных европейцев как за доской, так и вне. но теперь все встало вверх дном. однако...
Цитировать
 
 
0 #1 Мама шахматистов 16.05.2012 18:58
"появление моды у состоятельных граждан на персональных тренеров по шахматам (на ряду с восточными единоборствами и большим теннисом и т.п.); "
А как до моды обстояло дело? В Европе тоже есть шахматные спортивные школы?
Каким образом объединение шахмат с музыкой и рисованием положительно повлияет на ВПД школьников?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шахматные книги,
блокноты и задачники

купить шахматные книги

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика