Результаты шахматиста, их масштаб и стабильность зависят не столько от таланта и чисто шахматного искусства, но в огромной степени и от человеческих качеств. Например, состояние здоровья, запас энергии, работоспособность, боевой дух, уверенность в собственных силах, умение поддерживать высокий уровень концентрации внимания, и другие. Рассмотрим несколько проблем, над исправлением которых необходимо работать при подготовке к соревнованиям.
Особенности спорта
Некоторые дети - новички и не только (!) обращают внимание только на свои ходы, а ходы соперника их вообще не интересуют или они уделяют им недостаточное внимание. Такие юные шахматисты часто проигрывают при первых нападениях соперника. Этот «недуг» лечится игровой практикой и развитием умения думать над позицией. Надо убедить ученика спрашивать себя после каждого хода противника - чем угрожает этот ход?
Несколько занятий следует специально посвятить теме угрозы в шахматах и предупредительным мерам (профилактике) против угроз противника. Важ¬ность профилактики выходит за рамки проблем шахматистов младших разрядов и относится к шахматистам любой, в том числе высшей, квалификации. В шахматной партии игрок проводит свой план и в случае необходимости должен препятствовать плану противника,
Профилактика - это метод игры, когда рассматриваются сильные возможности соперника и принимаются меры (профилактические ходы) для пресечения этих возможностей. Полезно привести примеры не только одноходовых, но и многоходовых угроз, когда противодействовать плану соперника надо заранее, за несколько ходов, а не только тогда, когда уже стоит позиция с угрозой мата (или выигрыша фигуры) на следующем ходу.
Великий педагог А.Нимцович назвал профилактику "руководящей идеей" шахмат. К теме профилактики надо постоянно обращаться при рассмотрении шахматных партий и отдельных позиций независимо от того, является ли шахматист ещё новичком или уже разрядником или мастером.
Она является наиболее распространённой болезнью юных шахматистов.
Происходит она чаще всего из-за импульсивности характера или несерьёзного отношения детей к шахматной партии - они ещё не поняли, что это не игра в дворовом смысле, а труд, требующий серьёзных мозговых усилий и длительного обдумывания. Сразу говорю новичкам, что "торопыги" не добиваются успеха в шахматах и что мне торопыги не нужны. "Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный". Эти ребята чаще всего бросают шахматы на трудной для юных шахматистов ранней стадии. Если они, несмотря на малое время, затрачиваемое на обдумывание партии, удерживаются в кружке за счёт способностей, то их спортивные результаты, как правило, не высоки.
Многие дети во время партии часто отвлекаются от игры. Причём отвлекаются не для отдыха, восстановления сил, что бывает полезным, а из-за своей неорганизованности. Наиболее часто встречающееся отвлечение - наблюдение за развитием игры на соседних столиках. Один мой ученик - 10-летний перворазрядник - не мог оторваться от соседних досок даже в своём цейтноте, явно в ущерб своей партии. Рассказываю таким ребятам, что великий . шахматист, многократный чемпион мира Михаил Ботвинник никогда не тратил своих сил на рассмотрение чужих позиций во время игры, весь отдавался работе над своей партией. Если это не помогает, печатаю на листе бумаги большими буквами следующее выражение первого русского чемпиона мира, имеющего огромный авторитет среди юных шахматистов:
Александр Алехин: "ОДНА ЧЕРТА, НАРЯДУ С ДРУГИМИ, ОПРЕДЕЛЯЕТ ШАХМАТНУЮ СИЛУ: НЕПОКОЛЕБИМОЕ ВНИМАНИЕ, КОТОРОЕ АБСОЛЮТНО ДОЛЖНО ИЗОЛИРОВАТЬ ИГРОКА ОТ ВСЕГО ВНЕШНЕГО МИРА".
Приведу воспоминания своего тренера мастера спорта В.М.Бывшева, который выделил одного их победителей отборочного турнира в Сочи 1982г. к юниорскому чемпионату Мира и Европы А.Соколова: «Сидел за доской как приклеенный». Это в отличие от А.Халифмана, сыгравшего в упомянутом турнире неудачно и усидчивостью не отличавшийся. Но самый лучший способ избавиться от перечисленных трёх детских "болезней" - это осознание самим ребёнком важности и значимости для него каждой парии.
Часто на вопрос "как сыграл?" можно услышать ответ "зевнул".
При этом подчёркивается незакономерность результата партии. Однако ближе к истине тот пожилой любитель, который, забирая подставленную фигуру, повторял: "Зевок - это стиль игры".
Действительно, шахматные просмотры имеют причины. И шахматист, и тренер должны понять причину зевков и принять меры к их устранению.
Причин грубых просмотров - множество. Оставим в стороне зевки новичков, которые ещё не умеют видеть всю доску и угрозы соперника, а также зевки, связанные с усталостью, переутомлением ("голова отказала") и вызванные цейтнотом (в цейтнот лучше не попадать - это самое верное средство от цейтнотных ошибок; в чужом цейтноте, если позиция равна или у вас лучше, сохраняйте хладнокровие, не торопитесь, вникните в позицию, тогда вы сумеете поставить перед противником проблемы, которые ему трудно будет разрешить при дефиците времени).
Небрежность после успеха характерна для всех профессий, где работа сопровождается высокими нагрузками, особенно умственными. Организм человека расслабляется автоматически, даже если он знаком с этим явлением и хочет его не допустить.
Детям необходимо настойчиво и умело, с примерами из партий известных шахматистов, объяснять, что расслабиться можно только после того, как противник распишется о результате партии на бланке, а в случае получения преимущества - позиционного или материального следует играть ещё более внимательно до конца партии.
В одном из самых восточных американских городов - Провинстауне, штат Массачусеттс, на фасаде средней школы увидел плакат с большими, издалека читаемыми буквами. Это не был политический лозунг типа "Слава КПСС", там не восхвалялся президент США. Это было, на мой взгляд, очень уместное и замечательное обращение педагогов школы к каждому ученику: «ВЕРЬ В СЕБЯ».
Для спортсмена-шахматиста вера в себя, в собственные силы и возможности имеет важнейшее значение. Робость и страх во время партии - причина многих шахматных поражений. Чаще всего у детей они связаны с недостатками характера, воли, вызванными пережитыми семейными, жизненными обстоятельствами. Бороться с этой болезнью нелегко, но при совместных усилиях родителей, тренера и самого юного шахматиста вполне возможно. Страх перед партнёром (особенно - известным или старшим по возрасту или разряду шахматистом) - очень распространённый детский недостаток. Для борьбы с ним требуются настойчивые совместные действия в течение длительного времени родителей, тренера и самого юного шахматиста. Рекомендую родителям чаще поручать детям принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях как дома, так и в общественных местах (магазине, школе, во дворе и т.д.). моделировать (тщательно готовить) искусственные конфликтные ситуации, из которых ребёнок выйдет с честью (его "партнёр" заранее готовится родителями и должен в решающий момент "подыграть").
Разговоры родителей и тренера с ребёнком по всем вопросам должны вестись так, чтобы его авторитет в собственных глазах повышался. Не следует говорить ему: "Сделай так". Надо спросить: "Как твоё мнение, как поступить? Может быть, сделать так?". За проступок нельзя употреблять выражения типа "ты дурак", надо спокойным тоном и так, чтобы он почувствовал доброжелательное отношение к себе, объяснить ребёнку, в чём именно его ошибка и как надо было сделать.
При подготовке ребёнка с комплексом неполноценности к конкретному партнёру во время турнира нередко применяю метод "дискредитации".
Восьмилетний второразрядник впервые выехал на полуфинал России и очень боялся встреч с перворазрядниками, которые были старше его, опытнее, а порой и гораздо выше ростом. Говорю ему словами гроссмейстера К.Чернышёва (Воронеж): «Где ты видел, чтобы «телеграфные столбы» хорошо играли в шахматы?» Детей постарше такими сравнениями не проведёшь, надо применить дискредитацию партнёра покруче. Найти и показать примеры его ошибочной игры, чтобы ребёнок понял, что ничего страшного в этом сопернике нет. Следует помнить, однако, что дискредитация - оружие обоюдоострое, здесь надо не перегнуть палку, существует опасность, что ребёнок расслабится. Таким образом, этот метод надо применять, хорошо зная ребёнка, прогнозируя его поведение.
Ну и наконец, мы подошли к системе поощрение – наказание, или «кнут – пряник». Здесь я не большой специалист, но его элементами пользуюсь интуитивно, и по готовым рецептам, как и все тренеры. С поощрением понятно. В зависимости от успешного результата в соревновании, конкретной партии, или тренировочном процессе выбирается по мере значимости достигнутого. От шоколадки с полезной книжкой и выше по согласованию с родителями. А вот с наказанием всё не так однозначно. Могу сослаться на работу В.Бологана с заслуженным тренером М.Дворецким. Там за нерешённые домашние задания по обоюдному согласию были выбраны отжимания. (В.Бологан «Ступени, или как стать гроссмейстером», М.,2007г.»). Периодически с теми учениками, которые претендуют на роль быть «на слуху», я применяю похожую схему. Однако, наказание должно носит превентивный характер и быть направленным лишь на дисциплинированность ученика, а также на поддержание непрерывности учебного процесса.
Вот неполный, но вполне достаточный список направлений, по которым следует вести подготовку по психологическим аспектам перед подготовкой к соревнованиям. Ну а от того, насколько тренер найдёт подход к своему ученику, зависит успех последнего в период испытаний.
Быстров С.М., международный мастер ФИДЕ и ИКЧФ, ассистент кафедры «Физическая культура» ПГУПС
Шахматные книги,
блокноты и задачники
Комментарии